Учимся жить вместе!

Доступная среда.

Паспорт доступности (1,647 МБ).

 

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин

Сколько существует человечество, столько и рождаются особые детки — дети с физической или интеллектуальной инвалидностью. Если раньше их ограждали от нормального развития (им приходилось посещать специальные заведения, и они вырастали одинокими людьми), то сегодня акцент смещен в сторону создания безбарьерного обучения. Доступная среда в ДОУ для инвалидов — настоящее спасение для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Согласно действующей в стране федеральной программе, и в частных, и в государственных дошкольных заведениях активно обустраиваются безбарьерные условия, в образовательную программу включается инклюзивное образование детей с ОВЗ. Если говорить более понятным языком: сегодня детки-инвалиды могут посещать детские сады наравне со сверстниками.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

     В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.


Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Федеральные документы

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

     В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

     Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

     При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

 Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС доступно каждому ребенку

Доступная среда в детском саду — это уникальная возможность для деток-инвалидов получать знания и проводить досуг вместе с другими малышами. Обучение «особых» ребят ведется по специальным планам, которые разрабатываются в индивидуальном порядке на основе общеобразовательной программы.

Восемь принципов, на которых основывается инклюзивное образование в ДОУ:

  1. Каждый малыш умеет думать, способен чувствовать.
  2. У детей есть право быть услышанными.
  3. Каждый ребенок представляет ценность, вне зависимости от того, какие у него достижения и способности.
  4. Ребята дошкольного возраста особенно нуждаются в общении.
  5. Всем детям необходима поддержка друзей, для них важны взаимоотношения со сверстниками.
  6. Качественное образование возможно лишь в контексте реальных взаимоотношений.
  7. Главное достижение — что ребенок может делать.
  8. Благодаря разнообразию обучающего процесса усиливаются другие стороны жизни крохи.

Далеко не все родители еще понимают, что нахождение особых детей рядом со здоровыми ребятами помогает решать многие проблемы, так или иначе связанные с социальной адаптацией инвалидов. В подобном сообществе воспитывается толерантное отношение к ним. К счастью, детишки в дошкольном возрасте лишены опасных предупреждений насчет инвалидности. Это вселяет надежду на то, что особым детям легче будет адаптироваться к современной жизни, они без проблем вольются в общество и станут его неотъемлемой частью.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Наше дошкольное учреждение не стало исключением. Воспитанники с особыми потребностями есть и в нашем детском саду. Согласно заключениям ПМПК (для детей с ОВЗ) у нас реализуется своя модель штата работников для организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ.

В нашем образовательном учреждении функционирует 4 группы комбинированной направленности для детей с ТНР. 

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику 
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

 Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий 
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей 
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Медицинский персонал 
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

 

Уважаемые родители!
В детском саду созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями:
Функционирует 4 группы компенсирующей направленности: средняя,две старших и подготовительная к школе группы, где занимаются дошкольники с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР)
Квалифицированную коррекционную помощь оказывают:
Коваленко Юлия Сергеевна — учитель-логопед первой квалификационной категории;
Сайфуллина Алия Мардановна – учитель-логопед;
Митрошина Татьяна Владимировна – учитель-логопед;
Слюсаренко Юлия Константиновна – учитель-логопед.
Консультирование родителей: пятница  – 15.00 до 17-00
— консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам по адресу электронной почты МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17»:  17detsad@rambler.ru
Обеспечение доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с    ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому, туалету обеспечен посредством сопровождающего лица или с помощью родителей (законных представителей). Вызов сотрудника детского сада по телефону: 32-03-07.  
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения образовательной деятельности, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении оборудованы:
-музыкальный зал;
-медицинский кабинет (процедурный, прививочный);  
-логопедический кабинет;
-методический кабинет;
-детская спортивная площадка;
-детские игровые площадки.
В учреждении оборудовано 6 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения ОД, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) комната для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, образовательной деятельности и приема пищи, послеобеденного сна), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Для обеспечения образовательной деятельности в детском саду имеется разнообразная детская мебель, игровые уголки, спортивное оборудование, методический материал, дидактические пособия, игры, игрушки, музыкальный центр, музыкальные инструменты и т.д. Территория детского сада имеет асфальтовое покрытие, озеленена насаждениями по периметру, имеются различные деревья, кустарники, очень много цветов, газоны, клумбы. На участках имеются теневые навесы, разнообразные малые формы: (домики, качели, балансиры, песочницы, кольца для бросания мяча, волейбольная сетка, горки, малый спортивный комплекс), есть спортивная площадка, оснащена необходимым спортивным оборудованием (турники, лесенки, горка, кольцо для бросания мяча), которая используется для физического развития и укрепления здоровья воспитанников детского сада.
Логопедический кабинет оборудован набором необходимых для осуществления коррекционно-развивающей деятельности учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий.
Библиотека как самостоятельная структурная единица отсутствует. Библиотечный фонд, необходимый для обеспечения образовательной деятельности и методической работы расположен в методическом кабинете.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Важным условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая растущий организм энергией и всеми необходимыми витаминами, минеральными веществами, белками, жирами, углеводами. Необходимо соблюдать принципы рационального и сбалансированного питания детей, так как питание является важным фактором роста и развития детей дошкольного возраста.
В целях усиления контроля и улучшения качества питания детей в организации разработано и утверждено 10-дневное перспективное меню, которое полностью соответствует нормам выдачи продуктов питания на одного ребенка в сутки, калорийности и объема порций, согласно СанПиН. Разработаны технологические карты, согласно утвержденному меню.
Ежедневно утверждается и составляется меню-требование для 4х-разового питания детей:
·  завтрак
·  2-ой завтрак
·  обед
·  уплотненный полдник
Примерным меню должно быть предусмотрено в питании детей:
-  ежедневное использование молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли;
- остальные продукты: творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие включаются 2-3 раза в неделю.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Имеется медицинский кабинет и процедурный.  В штате учреждения имеется старшая медицинская сестра. Медицинское обслуживание осуществляется по договору  с детской городской поликлиникой КГУБУЗ «Уссурийская ЦГБ», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры). Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. Целью  ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.  В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ПМПК. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники ДОУ не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса в дошкольном учреждении  нет.
Разработан и действует сайт детского сада - http://detsad17.ru
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) (музыкальный зал);
- музыкальные центры (музыкальный зал);
- мобильная переносная колонка для развлекательных мероприятий на участке детского сада.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательной деятельности на общих основаниях, в том числе с имеющимся в  детском саду оборудованием.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - общежитие, интернат отсутствуют.
 
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - общежитие, интернат отсутствуют.